Особенности страхования отдельных видов крупных промышленных рисков и ответственности
Экономический журнал,
16 марта 2008 г.
Страхование строительства в нефтегазовой отрасли 3877 просмотров
В нефтегазовых отраслях в силу специфики производства всегда имеет место технический риск, и он не может быть сведен к нулю даже при полном соблюдении норм безопасности и проведении всех превентивных мероприятий.
Поэтому единственным надежным инструментом, который позволяет свести к минимуму финансовые последствия технического риска, является страхование, замещающее внеплановые по сроку и по размеру расходы на покрытие аварийных убытков плановыми и вполне приемлемыми по величине страховыми платежами. При разумном и комплексном подходе к обеспечению страховой защиты руководство предприятия должно быть уверенным в том, что в случае аварии страховщики помогут возвратить данное предприятие на исходные позиции.
На практике страхователи часто просят разъяснений понятия страхового риска, для чего страховщику необходимо простыми словами ясно и точно выразить суть риска, которая выражена в тексте договора страхования [1]:
«Непредвиденными и внезапными являются такие материальные воздействия, которые страхователь или его представители либо не могли своевременно предусмотреть, либо не могли бы их предусмотреть на основе профессиональных знаний, являющихся обычной практикой в строительной отрасли».
Создаваемое или используемое на основании подрядного договора (контракта) имущество подвергается, как и любое другое, имущественным рискам. Нужно сразу заметить, что было бы целесообразно, если контракт, предусматривая страхование имущества и страхование ответственности, точно бы указывал риски, от которых необходимо страховать. Прежде всего, нами будут рассмотрены имущественные риски.
В нефтяной отрасти, как нигде в другой, на первом месте по размеру причиненного ущерба стоит риск от огня, т.е. пожара, взрыва, попадания молнии, падения летательных аппаратов. Пожаром называется огонь, который возник без определенного очага или покинул его и в состоянии распространяться собственными силами [2]. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания). Особенно это определение необходимо при страховании пуско-наладочных работ. Дело в том, что объект страхования зачастую подвергается наибольшему риску (вероятному ущербу) именно в период так называемых «горячих испытаний» на заключительном этапе пусконаладочных работ. Например, при прокрутке технологического процесса каталитического риформинга необходима предварительная подготовка нефти, ее разогрев до температуры, при которой начинается химическая реакция. В этот период возможен ущерб, который будет выражен в виде выхода из строя какого-либо технологического оборудования, или отрезка трубопровода. При классическом «огневом страховании» данный ущерб не покрывается страховщиком, но при страховании строительно-монтажных работ покрытие его возможно, если система пожаротушения, предусмотренная проектом строительства, не может быть применена по причине незавершения работ.
Исключаются, при традиционном страховании имущества, промышленные ущербы, возникшие от воздействия электрического тока в электрических установках, но если эти ущербы возможны во время проведения пуско-наладочных работ, то они покрываются страховщиком.
Риски удар молнии, взрыв, падение летательных аппаратов не отличается от традиционного «огневого» страхования имущества.
Риски противоправных действий третьих лиц при принятии страхование строительно-монтажных работ имеют свои особенности. При строительстве протяженных инженерных коммуникаций, например линий электропередач – ЛЭП, трубопроводов, и т.д. необходимо учитывать, что территория страхования не имеет явно выраженной строительной площадки. Другими словами ее не возможно огородить и вообще затруднительно создать препятствия для простой кражи строительных материалов. Поэтому страховщик принимает на страхование простую кражу, но при страховании подобных объектов оговаривает со страхователем такой лимит ответственности, который бы максимально укладывался в производственную норму. Например, за смену страхователь должен уложить 50 метров трубопровода в траншею и засыпать в соответствии со своими производственными картами технологического процесса. Тогда расчет стоимости именно такого отрезка трубопровода и должен лечь в основу при определении лимита ответственности страховщика.
Строительно-монтажные риски от рисков природных стихий: смерч, ураган, буря, тайфун, сход снежных лавин, сель, наводнение, паводок, ливень, землетрясение, оползень, просадка грунта, подтопление грунтовыми водами, ничем не отличаются от «классического» имущественного страхования. Исключение составляет риск обвал. При страховании строительно-монтажных работ необходимо учитывать возможность ущерба от данного риска при проведении земляных работ. Глубина искусственных выемок должна быть заявлена страхователем в анкете-заявлении. При том, что в нефтяной компании значительная часть работ связана с прокладкой различных трубопроводов, которые проходят ниже уровня поверхности земли, данный риск требует выделения. При прокладке трубопровода страховщик оценивает, сколько метров траншеи необходимо проложить по технологическим нормам страхователя. Сумма затрат по этому отрезку работ , также как и при кражах строительных материалов, служит ориентиром при определении лимита ответственности страховщика, а так как этот вид работ у нефтяной компании является преобладающим, то часто лимит ответственности по данному риску будет определяющим при выработке общего лимита ответственности для подобных объектов в целом.
Строительно-монтажные риски от случайного нанесения ущерба при авариях инженерных сетей (водопровод, канализация, теплоснабжение, электроснабжение) охватывает риски связанные с эксплуатацией уже проложенных в зданиях инженерных коммуникаций, включая установленные санитарные приборы и отопительные приборы. Ущербы, возникают от водопроводной воды, которая неожиданно выливается из водопроводных установок. Она выливается тогда, когда водонесущие трубы или установки по какой-либо причине становятся негерметичными, открываются смычки или несвоевременно открываются смычки или несвоевременно перекрываются точки отбора воды и сборники (ванны, раковины) переполняются. Покрывается нанесенный застрахованному имуществу ущерб от сырости и ущербы, причиной которых стала вышедшая вода, например, когда отваливаются части здания (штукатурка) и это повреждает другое застрахованное имущество. Страхование на случай нанесения ущерба неисправной водопроводной или отопительной системой для зданий покрывает ущербы от прорыва труб или замерзания отводных и подводных труб водоснабжения и труб отопительных установок водяного и парового отопления, включая затраты на дополнительные работы. Страховая защита распространяется и на ущербы, возникшие от разрыва труб или замерзания временных сетей, выполняемых на период строительства, если они предусмотрены проектом организации строительства (ПОС).
Страхование охватывает ущербы, нанесенные морозом санитарно-техническому оборудованию: ваннам, умывальникам, унитазам, водопроводным кранам, канализационным сифонным затворам, отопительным приборам, отопительным котлам, бойлерам, печным змеевикам, прочим аналогичным установкам водо- или парового отопления. Страховая защита по ущербам, нанесенным морозом, включает также затраты на работы по оттаиванию замерзших установок. Страховщик возмещает ущербы по имуществу, которое треснуло, было повреждено во время уборки повреждений или исчезло, а также расходы страхователя на превентивные мероприятия или уменьшение ущерба.
Страховщику следует иметь в виду, что в условиях строительной площадки, особенно при проведении земляных работ всяческие «замочки» грунта в результате аварий инженерных систем приводят к крайне тяжелым последствиям, так как при замачивании грунта основания фундаментов меняются его физические характеристики, что может привести к просадочным явлениям, раскрытию трещин и к разрушению фундамента, необратимым последствиям для возводимого сооружения.
Следующей группой рисков, относящихся к группе «технических», являются риск от поломок машин, которые вызваны внешним разрушительным воздействием. Можно сказать, что это «каско» машин. Данный риск является чистым имущественным риском. Возмещение по нему ограничено возмещением затрат, требуемых на воспроизведение застрахованной вещи в ее раннем, готовом к эксплуатации состоянии до наступления ущерба, т.е. при страховании машин покрываются конкретные расходы, возникшие в результате ущерба. Для страхования машин также верно положение о том, что оно не может вести к получению прибыли. Страхователь должен оказаться в том же положении, в каком он был перед ущербом, но не в лучшем.
Здесь необходимо отметить, что по этому риску на строительной площадке страховщиком предоставляется страховое покрытие оборудованию и механизмам, которые используются для возведения объекта. В производственной деятельности нефтяной компании значительное место занимают работы по бурению нефтяных скважин. Сами буровые работы относятся к специальным работам и строительным лицензированием не охватываются. Но к сопутствующим буровым работам относятся работы по монтажу и демонтажу бурового оборудования, которые являются строительно-монтажными работами и могут страховаться по данному риску. В составе затрат на бурение монтажные риски, связанные с эксплуатацией бурового оборудования, занимают значительную долю и поэтому в группе технических рисков могут страховаться по договору страхования строительно-монтажных работ.
В огневом страховании в основном покрывается только один риск, а именно огонь для большинства объектов. Здесь говорят о «специализированности риска». В противоположность этому страхование машин защищает только определенные машины от множества рисков. Здесь можно говорить об «универсальности риска».
При помощи страхования бурового оборудования могут быть покрыты только непредвиденные и внезапно наступившие ущербы, нанесенные застрахованному имуществу. При этом не важно, связана ли причина ущерба с эксплуатацией установки или нет, т.к. страхуются как ущербы во время работы за счет использования самой установки, так и ущербы, причиненные застрахованной машине извне. Условия страхования машин указывают на то, что в качестве страхового события, по которому положено возмещение, рассматриваются ущербы вследствие ошибок обслуживания, неумелости, небрежности и злонамеренности, причиненные и собственным персоналом компании. Одной из наиболее частых причин ущерба машин с ручным, иногда и с автоматическим управлением, является то, что человек не справляется с управлением. Страхуются ущербы, вызванные умышленно или по грубой небрежности обслуживающего персонала или других посторонних лиц.
По частоте на втором месте находятся ущербы, вызванные отказом самой машины, будь то вследствие ошибки в конструкции, расчете, материале или исполнении.
Вне зависимости от дополнительных причин страховщик не возмещает ущербы, являющиеся результатом длительных процессов эксплуатации, чрезмерного образования ржавчины. Такие ущербы, вызванные влиянием эксплуатации, остаются вне страховой защиты. Вместе с тем под возмещение по машинным рискам подпадают последующие ущербы, нанесенные соседним машинам или частям машин под влиянием длительной эксплуатации.
Для машин, особенно передвижных рабочих машин с меняющимся местом применения или самодвижущихся машин, таких как автокраны, колесные погрузчики и другие строительные механизмы, разработаны условия страхования, ориентированные на особую потребность – страхование передвижных установок. Машины, подлежащие страхованию, должны быть приведены в перечне. Можно застраховать: строительные механизмы и прочие передвижные и поддающиеся транспортировке машины; дополнительные механизмы и части оборудования, причем, даже если они не связаны жестко с основной машиной; принадлежности и запасные части застрахованной машины.
Для получения страховой защиты все части должны быть перечислены в перечне, причем с соответствующей страховой суммой. Не страхуются транспортные средства, которые служат исключительно для транспортировки грузов или транспортировки людей. Напротив, транспортные средства могут быть застрахованы на стройплощадке, если они там применяются, но нельзя застраховать плавающие агрегаты, водные и воздушные транспортные средства. Могут быть одновременно застрахованы инструменты всех видов, например сверла, инструменты для дробления, ножи, резцы, диски пил и шлифовальные круги, а также ленточные транспортеры, фильтры, шланги, канаты, ленты, приводные ремни, щетки, шины, цепи, валики и кабели, но только от ущербов, возникающих вследствие повреждений другими частями застрахованной машины, которые подлежат возмещению. Таким образом, ущерб, нанесенный этим условно одновременно страхуемым частям, должен быть последствием повреждения, нанесенного самой машине. Просто связь с машиной еще не означает обязанности возмещения.
Страховщик выплачивает возмещение за непредвиденные и внезапно возникшие ущербы застрахованному имуществу, причем без учета того, связана ли причина ущерба с эксплуатацией. Понятие «непредвиденный» равнозначно понятию «тот, который невозможно было предвидеть», т.е. риск и его последствия нельзя было бы предусмотреть на достаточном уровне специального знания. Одновременно страхуются ущербы, наступающие во время транспортировки и погрузки (не относится к морскому транспорту), во время монтажа или демонтажа (например, сборка башенного поворотного крана).
Страхуются ущербы, вызванные непосредственно стихией, например, землетрясением, понижением земли, оползнем, обвалом, наводнением, выходом из берегов рек и водоемов, а также ущербы вследствие пожара , удара молнии или взрыва и тушения во время этих событий, ледохода. Данные ущербы считаются одновременно покрытыми.
В качестве дополнительных приборов к строительным механизмам могут быть застрахованы леса из стальных труб и специальные леса (каркасы), стальная опалубка, подшипниковые вагоны и приборы навесной сборки, измерительные приборы, инструмент в мастерской, контрольные приборы, химическая посуда и рации, сигнальные устройства и защитные устройства, а также строительные конторы, времянки, бараки, цехи, склады, лаборатории и вагончики с оборудованием.
Ущерб застрахованному объекту, подлежащий возмещению, имеет место в том случае, когда приведшее к ущербу событие было не только внезапным и непредвиденным, но и повлияло на страхуемый объект извне. Особенно это относится к возмещению ущерба при несчастных случаях. К примеру, можно назвать ущерб непосредственно от стихии – землетрясения, проседания земли, оползня, обвала, наводнения, разлива, бури и ледохода.
К компенсации по особому соглашению можно отнести возможность застраховать такие ущербы, которые наносятся на стройплощадках, расположенных на воде, при монтаже буровых установок морского базирования, в области водоемов, на плавающих транспортных средствах, при туннельных и подземных работах. Аналогично страхуются ущербы, возникающие во время монтажа или демонтажа, в процессе погрузки, транспортировки, исключая морскую транспортировку. Можно застраховать ущербы, являющиеся последствиями внутренних производственных дефектов, но не сам внутренний дефект. Например, поломка поперечного направляющего рычага вызывает отключение управления; непосредственно связанный с отключением управления ущерб должен быть возмещен, однако не выплачивается возмещение за сломанный поперечный направляющий рычаг. Нужно учитывать, что строительно–монтажным рискам подвергается строительный механизм, применяемый на определенной стройплощадке. Местом страхования считается только четко определенная стройплощадка. Нужно учитывать, что при больших размерах строительства строительная техника подвергается строительно-монтажным рискам и при перемещении с объекта на объект по внутренним, временным путям, которые определены для этой цели проектом организации строительства (ПОС.). Данная оговорка особенно важна при подрядных работах по заданиям нефтяных компаний. Например, сети сбора нефти и газа на месторождении могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому строительно-монтажный риск для данной строительной техники наступает при перемещении ее вдоль трасс инженерных коммуникаций, сетей различного рода, которые подчас имеют очень большое протяжение в несколько километров. Поэтому определяющим в этом вопросе имеет возможность глубокой проработки проектной документации.
При монтаже технологического оборудования, которое по актам «передачи в монтаж» поступает на строительную площадку от заказчика по отдельности или в общем списке, риск его утраты возникает у монтажной подрядной организации, прилагается страхователем к договору страхования строительно-монтажных работ. Часто случается, что в основу стоимости технологического оборудования берется его контрактная стоимость, тогда к договору страхования прикладывается копия коммерческого договора поставки. После поставки оборудования на приобъектный склад страхователь обязуется уточнить фактическую стоимость оборудования с учетом транспортных издержек. Изменения в страховой сумме влекут перерасчет премии страховщиком и оформляются дополнительным соглашением, прилагаемым к договору страхования строительно-монтажных работ.
Строительно-монтажным рискам при монтаже подвержены: конструкции всех видов; машины; машинное и электрическое оборудование; относящиеся к ним запасные части. Эти установки могут быть включены в договор страхования, как при первом монтаже, так и при демонтаже и монтаже заново, что существенно при реконструкции действующих производств. Подрядчик имеет интерес, подлежащий страхованию, т.к. он несет риск утраты по оборудованию, принятому им у заказчика в монтаж. Данный интерес равнозначен интересу собственника. Вместе с тем, с самим объектом монтажа риск утраты распространяется и на чужие вещи, находящиеся на строительно-монтажной площадке и переданные под надзор страхователю или его наемным рабочим, полномочным представителям или субподрядчикам.
Строительно-монтажные риски распространяются на ущербы и потери застрахованных предметов, наступившие непредвиденно и внезапно в течение срока страхования. Ущербы могут быть нанесены застрахованным предметам. При данном покрытии «всех рисков» строительно-монтажных работ речь идет в особенности об ущербах по рискам, которые непредвиденно и внезапно наступают вследствие несчастных случаев на производстве, неумелости, небрежности или злонамеренности. При этом не имеет значение круг персонала, к которому относится лицо, виновное в ущербе; оно не обязательно должно быть в числе одновременно застрахованных. Ущербы как следствие риска конструкторской ошибки, риска ошибки литья, материала, расчета, монтажа страхуются одновременно. Риски от непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств относятся к строительно-монтажным рискам; к ним относятся также огонь и взрыв по любой причине. Не рассматриваются риски, наступающие как непосредственный результат нормальных погодных явлений, с которыми приходится считаться из-за времени года и местных условий. Исключаются риски, являющиеся следствием длительных процессов эксплуатации в процессе апробации, например, гидравлических испытаний трубопроводов теплотрасс в процессе приемки работ заказчиком. Возмещение по данному риску выплачивается лишь при наличии особого согласования. При первом выполнении работ между страхователем и страховщиком достигаются особые соглашения после точного определения риска. Само собой разумеется, что партнеры по договору от случая к случаю могут согласовать расширение страховой защиты и на монтажные механизмы, что соответствует во многом страхованию машин. Например, при монтаже какого-либо узла, требующего особого монтажного механизма, требуется разовое страховое покрытие, в дальнейшем этот механизм участие в монтаже не принимает.
Если это предусмотрено условиями договора страхования, рассматривается возмещение от рисков по расчистке территории после страхового случая. Расходами по расчистке считаются такие расходы, которые должны быть осуществлены после страхового случая для приведения территории строительной площадки в состояние, пригодное для проведения восстановительных работ.
Не подлежит возмещению риски по ущербу, возникшему вследствие: - любого рода военных действий и их последствий, террористических актов, гражданских волнений, забастовок, мятежа, локаутов, конфискаций, реквизиции, прерывания работы, ареста, уничтожения или повреждения имущества по распоряжению гражданских или военных властей, принудительной национализации, введения чрезвычайного или особого положения, мятежа, бунта, путча, государственного переворота, заговора, восстания, революции;
- стихийных бедствий при объявлении до момента заключения договора страхования территории страхового покрытия зоной стихийного бедствия;
- воздействия ядерной энергии в любой форме;
- умышленных действий страхователя, его сотрудников или его представителей.
Под «периодом полного прекращения работ» понимается прекращение финансирования строительно-монтажных работ на неопределенное время и консервация объектов незавершенного строительством.
Под «периодом частичного прекращения работ» понимается временное (до 3 - х месяцев) приостановление финансирования в результате перепроектирования или других причин, например:
- несоблюдения страхователем инструкций по хранению, эксплуатации и обслуживанию застрахованного объекта, а также использования этого объекта для иных целей, чем те, для которых он предназначен.
- невыполнения страхователем правил техники безопасности при проведении строительно-монтажных и других работ на застрахованных объектах;
- ошибок, допущенных при проектировании строительного объекта;
- ошибок в конструкции, дефектов материала или ошибок, допущенных при изготовлении или при проведении строительно-монтажных работ. Однако это исключение ограничивается лишь непосредственно затронутыми дефектными материалами и предметами, но не исключает возмещение ущерба, причиненного правильно сооруженным объектам и предметам, который произошел в результате таких дефектов в материалах и работах.
- экспериментальных или исследовательских работ;
- повреждений, непосредственно вызванных постоянным воздействием эксплуатационных факторов (износа, коррозии, окисления, гниения, самовозгорания);
- предъявления к страхователю требований о возмещении неустойки (штрафов, пени) в результате некачественного или несвоевременного выполнения строительно-монтажных работ (оказания услуг), расторжения или неисполнения договоров;
- гибели, уничтожения, утраты, повреждения планов, чертежей, фотографий, образцов, макетов, ценных бумаг, денег, бухгалтерских и других документов;
- повреждений, которые существовали на момент заключения договора страхования и были известны страхователю или его представителям.
Рис.1. Пример модернизации НПЗ нефтяной компании
Для того, чтобы раскрыть тему строительно-монтажных рисков при осуществлении инвестиционной деятельности нефтяной компанией рассмотрим риски при инвестировании в модернизацию нефтеперерабатывающего завода, которая касается его важнейших технологических установок.
Из рис. 1. видно, что между существующей производственной инфраструктурой и новым проектом имеется большая степень взаимовлияния. Строительно-монтажным рискам при осуществлении модернизации подвержены важнейшие действующие технологические установки, поэтому, безусловно, входящие в страховое покрытие. Инвестор подвергается риску имущественного ущерба и прерывания производственной деятельности по важнейшим технологическим установкам, уже находящихся в эксплуатации от, например, аварии на новой, создающейся мощности.
Рис.2. Влияние строительно-монтажных рисков на проект модернизации
Участники данного инвестиционного проекта подвергаются строительно-монтажным рискам и нуждаются в страховом покрытии для обеспечения процесса быстрого восстановления после страхового случая и постоянного поступления средств во время простоя действующей «старой» установки (рис. 2). Необходимо подчеркнуть, что прибыль от работы существующих установок направляется на модернизацию по инвестиционному проекту.
Можно сделать вывод, что приведенный пример модернизации российского НПЗ нефтяной компании показывает влияние строительно-монтажных рисков на успех поставленных целей инвестором, при осуществлении инвестиционного проекта по следующим направлениям: строительно-монтажные работы по созданию предмета подрядного договора; риски по возможным ущербам главным существующим технологическим установкам (собственность инвестора, окружающая строительную площадку); риски прерывания производственной деятельности старых мощностей от аварии на создаваемой новой мощности. Сотрудничество страховых и перестраховочных компаний, их кооперация в сфере риска менеджмента (от оценки и тарификации вплоть до распределения рисков в масштабах глобального рынка страхования), позволяет планировать, строить и эксплуатировать новые объекты с новаторскими техническими решениями. Причем благодаря, в том числе, системе заранее известных издержек на финансирование ущерба (страховая премия).
Хотя страхователем, несущим риск утраты объекта строительства, как правило, является подрядная строительная организация [3], хочется подчеркнуть, что главная цель страхования строительно-монтажных рисков – это достижение инвестиционных целей заказчика проекта. Именно нефтяная компания, проводя в жизнь цели, положенные в основу ее бизнес-плана, определяет направления страхования своих имущественных рисков. Поэтому данный вид страхования служит защите интересов инвестора. Конечно, это не отрицает и возможности предоставления страховой защиты и имущества подрядной организации. Особенно это выпукло просматривается при условии заключения ею подрядного договора «под ключ». Но и здесь мы видим за спиной страхователя интересы инвестора.
Только в рыночных условиях, при действительной заинтересованности собственника в достижении благоприятных для себя финансовых результатов, может проявиться способность страховой отрасли предоставить ему полноценную страховую защиту. И только успешное вхождение России в мировую систему промышленно развитых стран способствует успешному развертыванию этого сложного вида страхования.
Нефтяная компания, осуществляющая, в силу специфики своего бизнеса, постоянные инвестиции в освоение новых месторождений, в системы доставки и хранения нефти и сопутствующего газа на предприятия переработки; в производственные комплексы по глубокой переработке нефти и системы сбыта и продуктообеспечения, нуждается в надежной страховой защите своих инвестиционных ресурсов.
Материальные потери, возникающие в процессе инвестирования, во многих случаях могут успешно компенсироваться при помощи страхования строительно-монтажных рисков. При этом, следует подчеркнуть связь строительно-монтажных рисков с финансовыми рисками, возникающими, например, при модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов.
Определенные вопросы возникают во взаимоотношениях страхователя и страховщика при определении страховой суммы, касающейся имущества, т.е. заводского хозяйства, находящегося на строительной площадке либо в непосредственной близости к ней. Международная практика оказания страховых услуг предполагает оценку данного имущества по восстановительной стоимости. Российский же страхователь предлагает только балансовую стоимость, в соответствии со стоимостью имущества, заявленного при уплате соответствующего налога. У страховщика же возникают проблемы при размещении данного риска на международном перестраховочном рынке.
Другая группа вопросов относится к возможности учета страховых расходов в смете строительства только через подрядчика. Расходы по страхованию у заказчика в смету напрямую не попадают. Происходит это по причине того, что в сводном сметном расчете на строительство объекта расходы на страхование учитываются по статье прочих затрат подрядной организации. Нашим строительным ведомствам можно рекомендовать подумать над возможностью вывода страховых расходов заказчика в отдельную главу, как, например, расходы заказчика по приведению площадки строительства к требованиям проекта строительства или проектные работы. Тогда бы заказчики относились к своим имущественным интересам более взвешенно. А не перекладывали все проблемы на подрядчика, которому проще самоликвидироваться в случае больших ущербов, прикрываясь главой о форс-мажорных обстоятельствах контракта, чем выплачивать приличные суммы на восстановление объекта строительства.
Необходимо также прямо указать на отсутствие в штате страхователей компетентных лиц, способных участвовать в переговорах со страховой организацией при заключении договора страхования строительно-монтажных рисков. Ни юристов, ни экономически подготовленных работников часто просто не обнаруживается, и страховщику приходится иметь дело с производственниками, которые не всегда правильно воспринимают требования страховщика в части цены страховых услуг.
Целесообразно, чтобы в тексте подрядного договора было предусмотрено страхование от убытков или ущерба, причиненным сооружению в ходе строительства завершенному объекту, а также временным сооружениям и подсобным строениям для объекта до момента приемки объекта заказчиком. Вместе с тем, необходимо отметить, что при правильной постановке вопросов страхования заказчиком проекта, динамично развивающейся нефтяной компании, обычно удается решить главный вопрос страховой защиты инвестиционных проектов – придание гарантий, подкрепленных накопленным мировым опытом страхования технических рисков, страховыми компаниями, специализирующимися на предоставлении данного рода страховых услуг и имеющих в своем штате специалистов, подготовленных в данной области.
Литература
1. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. - М.: Юрист, 1999. 2. Баедорф П. Справочник по страхованию промышленности: Пер. с нем. Под ред. Н.А. Никологородского. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1994. 3. Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-1.99): Введ. в действие пр. Госстроя России № 31 от 26.04.99 г.
А.В. ГАЙСЕНОК
Вся пресса за 16 марта 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Строймонтаж страхование (CMR), Страхование имущества, Огневое страхование, Управление риском
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
РИА Новости, 27 декабря 2024 г.
Родственники 17 умерших в аварии Ми-8 в августе на Камчатке получили выплаты СК «Согласие»
|
|
cbr.ru, 27 декабря 2024 г.
Калужане вкладывали деньги в инвестиционное страхование жизни
|
|
РБК.Татарстан, 27 декабря 2024 г.
Убытки из-за погоды: аграрии Татарстана получили 117 млн рублей по страховке
|
|
Финмаркет, 27 декабря 2024 г.
Числа жалоб потребителей на страховщиков в РФ в январе-октябре сократилось на 28%
|
|
Банки.ру, 27 декабря 2024 г.
Какие авто покупают теперь россияне и на какие оформляют страховки: исследование «Авто.ру» и Банки.ру
|
|
Российская газета онлайн, 27 декабря 2024 г.
Катастрофа в Керченском проливе станет прецедентом в морском праве
|
|
NEWS.ru, 27 декабря 2024 г.
Названы самые необычные случаи страховки в России
|
|
Вечерний Барнаул, 27 декабря 2024 г.
71% российских автомобилистов поддерживает информирование об отсутствии полиса ОСАГО с помощью портала «Госуслуги»
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Группа ПСБ запустила продажи ОСАГО в новых регионах России
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Экономические риски остаются на первом месте из-за экстремальных погодных условий в страхах АТР
|
|
Клерк.Ру, 27 декабря 2024 г.
Подписан закон о гарантиях прав граждан при страховании жизни: какие положены выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
В 2025 году ожидается стабилизация и рост рынка страхования имущества и ответственности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Ожидается достаточно стабильная ситуация при обновлениях перестрахования с 1 января 2025 года
|
|
Агентство городских новостей Москва, 27 декабря 2024 г.
В НСИС разъяснили порядок учета электромобилей страховщиками
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 27 декабря 2024 г.
Премия по ОСАГО в России снижается, а выплаты растут
|
|
Аргументы и факты-Томск, 27 декабря 2024 г.
Мошенники из Томска и Новосибирска обманули страховщиков на 4,5 млн рублей
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 27 декабря 2024 г.
«Заплатят пассажиры»: Перенаправление самолета обходится компаниям в миллион рублей
|
 Остальные материалы за 27 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|